http://adilet.zan.kz/rus  

Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан

 

 

 

 

 

По земельной реформе

 

 

 

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений

Закон Республики Казахстан от 4 мая 2018 года № 151-VІ ЗРК

Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

  1. В Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 13, ст.99; 2005 г., № 9, ст.26; 2006 г., № 1, ст.5; № 3, ст.22; № 11, ст.55; № 12, ст.79, 83; № 16, ст.97; 2007 г., № 1, ст.4; № 2, ст.18; № 14, ст.105; № 15, ст.106, 109;  № 16, ст.129; № 17, ст.139; № 18, ст.143; № 20, ст.152; № 24, ст.180; 2008 г.,  № 6-7, ст.27; № 15-16, ст.64; № 21, ст.95; № 23, ст.114; 2009 г., № 2-3, ст.18; № 13-14, ст.62; № 15-16, ст.76; № 17, ст.79; № 18, ст.84, 86; 2010 г., № 5, ст.23; № 24, ст.146; 2011 г., № 1, ст.2; № 5, ст.43; № 6, ст.49, 50; № 11, ст.102;  № 12, ст.111; № 13, ст.114; № 15, ст.120; 2012 г., № 1, ст.5; № 2, ст.9, 11;  № 3, ст.27; № 4, ст.32; № 5, ст.35; № 8, ст.64; № 11, ст.80; № 14, ст.95;  № 15, ст.97; № 21-22, ст.124; 2013 г., № 1, ст.3; № 9, ст.51; № 14, ст.72, 75;  № 15, ст.77, 79, 81; 2014 г., № 2, ст.10; № 8, ст.44; № 11, ст.63, 64; № 12, ст.82; № 14, ст.84; № 19-І, 19-II, ст.96; № 21, ст.118, 122; № 23, ст.143; № 24, ст.145; 2015 г., № 8, ст.42; № 11, ст.57; № 19-І, ст.99, 101; № 19-II, ст.103; № 20-IV, ст.113; № 20-VII, ст.115, 117; № 21-І, ст.124, 126; № 22-II, ст.145; № 22-VI, ст.159; 2016 г., № 6, ст.45; № 7-II, ст.53, 56; № 8-II, ст.72; № 10, ст.79; 2017 г., № 3, ст.6; № 4, ст.7; № 12, ст.34; № 14, ст.51, 54; № 23-V, ст.113):

1) по всему тексту:

слова «товарного сельскохозяйственного производства» заменить словами «сельскохозяйственного производства»;

слова «комиссию», «комиссии» заменить соответственно словами «земельную комиссию», «земельной комиссии»;

2) в оглавлении:

дополнить заголовком статьи 43-1 следующего содержания:

«Статья 43-1. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства»;

в заголовке статьи 102 слова «и дачного строительства» заменить словами «, дачного строительства и огородничества»;

заголовок статьи 147 изложить в следующей редакции:

«Статья 147. Функции уполномоченных органов, районных (кроме районов в городах) исполнительных органов, местных исполнительных органов городов областного значения, акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель»;

3) пункт 4 статьи 10 дополнить словами «, наиболее близко расположенных к оцениваемым земельным участкам»;

4) в статье 12:

дополнить подпунктом 12-1) следующего содержания:

«12-1) земельная комиссия – коллегиальный орган при местном исполнительном органе, создаваемый в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса для рассмотрения заявлений (заявок) и подготовки заключений  о предоставлении прав на земельные участки (об определении победителя конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства), об изменении целевого назначения земельных участков и о переводе земель водного фонда в земли других категорий;»;

в подпункте 43) слова «, в том числе предприятия с иностранным участием» исключить;

5) подпункт 3) статьи 13 изложить в следующей редакции:

«3) предоставление и изъятие земельных участков, в том числе для государственных нужд, из земель всех категорий в случаях, связанных с созданием и расширением особо охраняемых природных территорий республиканского значения, выполнением международных обязательств;»;

6) пункт 1 статьи 14 дополнить подпунктами 2-3), 2-4), 2-5), 2-6), 2-7), 2-8), 13-2) и 16-6) следующего содержания:

«2-3) разработка и утверждение типового положения о земельной комиссии;

2-4) разработка и утверждение типового договора временного возмездного землепользования (аренды) земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства;

2-5) разработка и утверждение правил организации и проведения мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства;

2-6) разработка и утверждение правил организации и проведения конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства;

2-7) разработка и утверждение методики определения предельных (максимальных) размеров земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться у гражданина Республики Казахстан для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, негосударственного юридического лица Республики Казахстан и его аффилированных лиц для ведения сельскохозяйственного производства;

2-8) разработка и утверждение формы предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства Республики Казахстан, протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении;»;

«13-2) согласование предложений местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы по вопросам предоставления и изъятия земельных участков для нужд обороны и национальной безопасности;»;

«16-6) разработка и утверждение правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права аренды земельных участков в электронном виде;»;

7) в статье 14-1:

в пункте 1:

дополнить подпунктом 2-2) следующего содержания:

«2-2) подготовка предложений и проектов решений местного исполнительного органа области по предоставлению и изъятию земельных участков для нужд обороны и национальной безопасности;»;

в подпункте 16) слова «16) предоставление информации в центральный уполномоченный орган о лицах, у которых принудительно изъяты земельные участки на основании вступившего в законную силу решения суда,  в соответствии со статьями 92 и 93 настоящего Кодекса;» исключить;

в пункте 2:

дополнить подпунктом 6-1) следующего содержания:

«6-1) подготовка предложений и проектов решений местного исполнительного органа города республиканского значения, столицы по предоставлению и изъятию земельных участков для нужд обороны и национальной безопасности;»;

подпункт 26) исключить;

пункт 4 дополнить подпунктом 7) следующего содержания:

«7) предоставление информации в центральный уполномоченный орган о лицах, у которых принудительно изъяты земельные участки на основании вступившего в законную силу решения суда в соответствии со статьями 92 и 93 настоящего Кодекса.»;

8) пункт 1 статьи 15 дополнить подпунктом 5-3) следующего содержания:

«5-3) утверждение состава земельной комиссии и положения о ней;»;

9) в статье 16:

 

пункт 1 дополнить подпунктами 1-2), 10-3) и 10-4) следующего содержания:

«1-2) формирование состава земельной комиссии, разработка положения о ней и направление на утверждение в соответствующий местный представительный орган;»;

«10-3) представление на согласование в государственные органы, указанные в части второй пункта 1 статьи 120 настоящего Кодекса, материалов по вопросам предоставления и изъятия земельных участков для нужд обороны и национальной безопасности;

10-4) предоставление и изъятие земельных участков для нужд обороны и национальной безопасности;»;

 

пункт 2 дополнить подпунктами 1-2), 5-4) и 5-5) следующего содержания:

«1-2) формирование состава земельной комиссии, разработка положения о ней и направление на утверждение в соответствующий местный представительный орган;»;

«5-4) представление на согласование в государственные органы, указанные в части второй пункта 1 статьи 120 настоящего Кодекса, материалов по вопросам предоставления и изъятия земельных участков для нужд обороны и национальной безопасности;

5-5) предоставление и изъятие земельных участков для нужд обороны и национальной безопасности;»;

10) в статье 17:

в абзаце первом слова «, за исключением земель населенных пунктов,» исключить;

дополнить подпунктами 1-2), 2-1) и 2-2) следующего содержания:

«1-2) формирование состава земельной комиссии, разработка положения о ней и направление на утверждение в соответствующий местный представительный орган;»;

«2-1) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения;

2-2) предоставление информации в центральный уполномоченный орган о лицах, у которых принудительно изъяты земельные участки на основании вступившего в законную силу решения суда в соответствии со статьями 92 и 93 настоящего Кодекса;»;

11) статью 18 дополнить подпунктами 1-1), 2-2) и 2-3) следующего содержания:

«1-1) формирование состава земельной комиссии, разработка положения о ней и направление на утверждение в соответствующий местный представительный орган;»;

«2-2) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения;

2-3) предоставление информации в центральный уполномоченный орган о лицах, у которых принудительно изъяты земельные участки на основании вступившего в законную силу решения суда в соответствии со статьями 92 и 93 настоящего Кодекса;»;

12) статью 19 дополнить подпунктами 6) и 7) следующего содержания:

«6) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;

7) предоставление информации в соответствующий уполномоченный орган по контролю за использованием и охраной земель о лицах, у которых принудительно изъяты земельные участки на основании вступившего в законную силу решения суда в соответствии со статьей 93 настоящего Кодекса.»;

13) в статье 23:

дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:

«1-1. Земельные участки, расположенные в пограничной полосе Государственной границы Республики Казахстан, не предоставляются в частную собственность и во временное землепользование.

Допускается использование сельскохозяйственных угодий, расположенных в пределах пограничной полосы Государственной границы Республики Казахстан, населением для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья и сенокошения без права возведения каких-либо зданий (строений, сооружений).»;

в пункте 4:

часть вторую изложить в следующей редакции:

«Земельные участки, расположенные в пограничной зоне Государственной границы Республики Казахстан, не могут принадлежать на праве собственности иностранцам, лицам без гражданства, гражданам Республики Казахстан, состоящим в браке (супружестве) с иностранцами или лицами без гражданства, а также иностранным юридическим лицам и юридическим лицам Республики Казахстан с иностранным участием.»;

дополнить частью третьей следующего содержания:

«При заключении брака (супружества) гражданами Республики Казахстан с иностранцами или лицами без гражданства право собственности на земельные участки, расположенные в пограничной зоне и пограничной полосе Государственной границы Республики Казахстан, подлежит переоформлению или отчуждению согласно нормам статьи 66 настоящего Кодекса.»;

14) пункт 6 статьи 24 изложить в следующей редакции:

«6. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные в пределах пограничной зоны Государственной границы Республики Казахстан, предоставляются на праве временного землепользования гражданам Республики Казахстан, за исключением граждан Республики Казахстан, состоящих в браке (супружестве) с иностранцами или лицами без гражданства, и юридическим лицам Республики Казахстан без иностранного участия.

При заключении брака (супружества) гражданами Республики Казахстан с иностранцами или лицами без гражданства право временного землепользования на земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные в пограничной зоне Государственной границы Республики Казахстан, подлежит отчуждению согласно нормам статьи 66 настоящего Кодекса.»;

15) в статье 26:

в пункте 1 слова «при поселках и сельских населенных пунктах» исключить;

абзац второй пункта 3 дополнить словами «, в том числе находящимися в пределах границы городов областного и районного значения, поселков, сельских населенных пунктов»;

16) подпункт 6) пункта 2 статьи 33 изложить в следующей редакции:

«6) земельных участков, предоставленных на праве временного безвозмездного и временного краткосрочного возмездного землепользования (аренды), за исключением передачи застройщиком в сфере долевого участия в жилищном строительстве права временного краткосрочного возмездного землепользования (аренды) уполномоченной компании для получения гарантии Фонда гарантирования жилищного строительства в соответствии с законодательством Республики Казахстан о долевом участии в жилищном строительстве;»;

17) в статье 37:

 

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Временный возмездный землепользователь (арендатор), надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет, если иное не установлено законами Республики Казахстан или договором аренды, право на заключение договора на новый срок в порядке, предусмотренном статьей 43 настоящего Кодекса, за исключением требований, установленных подпунктами 2), 3), 4), 5) и 8) пункта 1 статьи 43 настоящего Кодекса, при условии неизменности границ земельного участка, а для земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, – также при наличии результатов мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства. Временный возмездный землепользователь (арендатор) обязан письменно уведомить арендодателя о намерении заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, если в договоре такой срок не указан, то в трехмесячный срок до окончания срока действия договора аренды.

По истечении срока действия договора аренды временный возмездный землепользователь (арендатор), надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет, если иное не установлено законами Республики Казахстан или договором аренды, преимущественное перед другими лицами право на заключение договора на новый срок.»;

 

пункт 2-1  исключить;

18) в статье 43:

в пункте 1:

в абзаце первом слова «за исключением случаев, предусмотренных статьями 44, 44-1 и 45» заменить словами «за исключением случая, предусмотренного статьей 44-1»;

 

подпункт 1) после слова «заявления» дополнить словом «(заявки)»;

 

подпункт 4) изложить в следующей редакции:

«4) подготовка заключения земельной комиссией;»;

в пункте 1-1:

в части второй слова «со статьями» заменить словами  «со статьями 43-1,»;

дополнить частью третьей следующего содержания:

«Земельные участки и право аренды на земельные участки, находящиеся в государственной собственности и не предоставленные в землепользование, могут быть объектами продажи на торгах (конкурсах, аукционах) с учетом положений, установленных статьей 48 настоящего Кодекса.»;

 

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Предоставление земельных участков в собственность или землепользование осуществляется местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимами городов районного значения, поселков, сел, сельских округов в пределах их компетенции, установленной настоящим Кодексом.

Решение о предоставлении земельного участка принимается на основании положительного заключения земельной комиссии и землеустроительного проекта. В случае испрашивания земельных участков для нужд обороны и национальной безопасности решение о предоставлении земельного участка принимается на основании положительного заключения земельной комиссии, землеустроительного проекта и положительного согласования государственных органов, указанных в части второй пункта 1 статьи 120 настоящего Кодекса, в течение семи рабочих дней со дня поступления последнего заключения.

При этом разработанный и утвержденный землеустроительный проект и проект решения местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы о предоставлении права на земельный участок для нужд обороны и национальной безопасности должны быть направлены согласующим государственным органам в течение пяти рабочих дней со дня подготовки проекта вышеуказанного решения. Согласование проекта решения осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления положительного заключения земельной комиссии и землеустроительного проекта на согласование.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка принимается на основании отрицательного заключения земельной комиссии в течение семи рабочих дней с даты вынесения заключения земельной комиссии.

Отказ в предоставлении права на земельный участок, за исключением случаев изъятия земельных участков, в том числе для государственных нужд в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса, оформляется решением местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа и должен быть мотивирован.

Состав земельной комиссии формируется местными исполнительными органами области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения и направляется на утверждение в соответствующий местный представительный орган. В состав земельной комиссии включаются:

1) депутаты местного представительного органа;

2) представители уполномоченного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, структурных подразделений соответствующих местных исполнительных органов, осуществляющих функции в сфере архитектуры и градостроительства, сельского хозяйства;

3) представители общественных советов, негосударственных организаций в области агропромышленного комплекса и иных отраслевых негосударственных организаций, а также органов местного самоуправления;

4) представители Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан.

В случае предоставления земельных участков в соответствии со статьей 43-1 настоящего Кодекса в состав земельных комиссий, создаваемых на уровне района, города областного значения, также включаются:

1) аким города районного значения, поселка, села, сельского округа, на территории которых находится земельный участок;

2) представители местного населения соответствующего города районного значения, поселка, села, сельского округа, делегированные собранием местного сообщества.

В состав земельных комиссий, создаваемых на уровне областей, городов республиканского значения, столицы, также в обязательном порядке включаются представители соответствующих территориальных подразделений уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, сельского и лесного хозяйства, использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения.

По усмотрению местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения в состав земельной комиссии могут быть включены и другие лица.

Земельная комиссия действует на постоянной основе. Количество членов земельной комиссии должно быть нечетным и составлять не менее девяти человек. При этом количество представителей общественных советов, негосударственных организаций в области агропромышленного комплекса и иных отраслевых негосударственных организаций, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, а также органов местного самоуправления должно составлять не менее пятидесяти процентов от общего количества членов земельной комиссии.

Состав земельной комиссии утверждается ежегодно по истечении последующих двенадцати календарных месяцев со сменой всего состава, за исключением председателя и лиц, указанных в подпунктах 2) и 4) части шестой, подпункте 1) части седьмой и части восьмой настоящего пункта.

Председателем земельной комиссии назначается заместитель акима, курирующий земельные вопросы.

Рабочим органом земельной комиссии является соответствующий уполномоченный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения.

Секретарь земельной комиссии определяется из числа должностных лиц рабочего органа. Секретарь земельной комиссии не принимает участие в голосовании.

Заседание земельной комиссии считается правомочным, если на нем присутствовали не менее двух третей от общего количества ее состава. При этом количество присутствующих представителей общественных советов, негосударственных организаций в области агропромышленного комплекса и иных отраслевых негосударственных организаций, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, а также органов местного самоуправления должно составлять не менее пятидесяти процентов от общего количества присутствующих членов земельной комиссии. Члены земельной комиссии участвуют на ее заседании без права замены.

Решение земельной комиссии принимается открытым голосованием.

Результаты голосования определяются большинством голосов от общего количества членов земельной комиссии, присутствующих на заседании, и решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов земельной комиссии.

В случае несогласия с решением земельной комиссии член земельной комиссии вправе выразить особое мнение, которое должно быть изложено в письменном виде и приложено к решению земельной комиссии.

Заседание земельной комиссии обязательно фиксируется с помощью средств аудио-, видеозаписи. Фиксирование заседания земельной комиссии средствами аудио-, видеозаписи осуществляет местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения. Порядок технического применения средств аудио-, видеозаписи, обеспечивающих фиксирование хода заседания земельной комиссии, хранения аудио-, видеозаписи, а также порядок доступа к аудио-, видеозаписи определяются центральным уполномоченным органом.

Заключение земельной комиссии составляется в трех экземплярах  в форме протокольного решения в течение пяти рабочих дней с момента передачи соответствующим уполномоченным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения  в земельную комиссию предложения о возможности использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению  в соответствии с территориальным зонированием или предоставления предварительного выбора земельного участка (при испрашивании земельного участка для строительства объектов, за исключением строительства объектов в черте населенного пункта).

Протокольное решение земельной комиссии может быть обжаловано в суд.

Подача заявления в суд приостанавливает исполнение протокольного решения земельной комиссии.

Один экземпляр положительного заключения земельной комиссии в течение пяти рабочих дней передается заявителю для подготовки им землеустроительного проекта.

Срок действия положительного заключения земельной комиссии составляет один год со дня его принятия, за исключением земельных участков, предоставляемых в соответствии со статьей 43-1 настоящего Кодекса. Пропуск годичного срока является основанием для принятия местным исполнительным органом решения об отказе в предоставлении права на земельный участок.»;

в пункте 3:

часть четвертую после слов «городов областного значения» дополнить словами «и структурные подразделения соответствующих местных исполнительных органов, осуществляющих функции в сфере архитектуры и градостроительства,»;

дополнить частью пятой следующего содержания:

«Уполномоченные органы областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения и структурные подразделения соответствующих местных исполнительных органов, осуществляющих функции в сфере архитектуры и градостроительства, по месту нахождения земельного участка определяют возможность использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в соответствии с территориальным зонированием в течение десяти рабочих дней с момента поступления заявления.»;

части пятую и шестую изложить в следующей редакции:

«В случаях, если заявитель состоит в реестре лиц, у которых принудительно изъяты земельные участки, или заявителем представлен неполный пакет документов, необходимых для принятия решения  о предоставлении либо об отказе в предоставлении права на земельный участок, уполномоченные органы областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения по месту нахождения земельного участка в течение двух рабочих дней дают письменный отказ заявителю в рассмотрении заявления.

Общий срок рассмотрения заявления о предоставлении права на земельный участок составляет до двух месяцев с момента его поступления, за исключением случаев испрашивания земельных участков для нужд обороны и национальной безопасности.»;

 

пункты 4 и 6 исключить;

в пункте 7:

часть третью дополнить словами «, и положительного заключения земельной комиссии»;

в части четвертой слова «уполномоченным органом по земельным отношениям» заменить словами «соответствующим уполномоченным органом области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения»;

часть шестую исключить;

 

пункты 8 и 14 изложить в следующей редакции:

«8. Изготовление и выдача идентификационного документа на земельный участок осуществляются Государственной корпорацией, ведущей государственный земельный кадастр, в течение шести рабочих дней в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.»;

«14. Местные исполнительные органы обязаны размещать информацию со списками лиц, получивших земельный участок, с указанием основания предоставления земельного участка, целевого назначения, площади, места расположения, вида права, срока аренды на специальных информационных стендах в местах, доступных для населения, а также  путем опубликования на своем интернет-ресурсе и интернет-ресурсе соответствующего уполномоченного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения ежемесячно, а в периодических печатных изданиях, распространяемых  на территории соответствующей административно-территориальной единицы, – не реже одного раза в квартал.

Положения настоящего пункта распространяются на земельные участки, предоставленные в порядке, предусмотренном настоящей статьей и статьями 43-1, 44, 44-1 и 45 настоящего Кодекса, а также на земельные участки, выставляемые на торги (конкурсы, аукционы) согласно статье 48 настоящего Кодекса.»;

19) дополнить статьей 43-1 следующего содержания:

«Статья 43-1. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, для   ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства

  1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, на праве временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства осуществляется на основе конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства в порядке и на условиях, установленных настоящей статьей.
  2. Перечень земельных участков, выставляемых на конкурс по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, формируется уполномоченным органом района, города областного значения и согласовывается с общественными советами, негосударственными организациями в области агропромышленного комплекса, Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан и органами местного самоуправления.

Согласующие органы и организации в течение десяти рабочих дней со дня поступления перечня земельных участков, выставляемых на конкурс по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, со схемой их местоположения представляют заключения с мотивированным обоснованием своей позиции.

Перечень земельных участков, выставляемых на конкурс по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, считается согласованным в случае положительного заключения не менее трех четвертых от общего количества согласующих органов и организаций.

Согласованный перечень земельных участков, выставляемых на конкурс по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, утверждается местным исполнительным органом района, города областного значения в течение трех рабочих дней со дня согласования.

Земельные участки, включенные в перечень, выставляются на конкурс по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства после проведения землеустроительных работ, срок которых не должен превышать сорок пять рабочих дней со дня утверждения указанного перечня.

  1. Организация и проведение конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства осуществляются местными исполнительными органами районов, городов областного значения.
  2. Местный исполнительный орган района, города областного значения для обеспечения проведения конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства осуществляет:

1) публикацию извещения о проведении конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы, а также на интернет-ресурсе местного исполнительного органа;

2) направление извещений о проведении конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства местным исполнительным органам районов, городов областного значения в пределах соответствующей области, а также в центральный уполномоченный орган для размещения на его интернет-ресурсе.

Для обеспечения доступности информации о проведении конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства местный исполнительный орган района, города областного значения в соответствии с подпунктом 2) части первой настоящего пункта размещает данное извещение на своем интернет-ресурсе, а также специальных информационных стендах государственных органов в местах, доступных для населения, и незамедлительно направляет его акимам городов районного значения, поселков, сел, сельских округов для размещения на их интернет-ресурсах и специальных информационных стендах в местах, доступных для населения.

  1. Извещение должно содержать:

1) дату, время и место проведения конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, а также срок и место подачи заявок;

2) характеристику земельного участка (местоположение, площадь, состав угодий, качественную характеристику почв, балл бонитета, водообеспеченность, сельскохозяйственную специализацию региона).

  1. Местным исполнительным органом района, города областного значения начинается прием заявок на участие в конкурсе по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства по истечении тридцати календарных дней со дня первой публикации извещения о проведении конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и на интернет-ресурсе местного исполнительного органа, а в случае проведения повторного конкурса – по истечении пятнадцати календарных дней.

Прием и регистрация заявок на участие в конкурсе по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства осуществляются в течение пятнадцати рабочих дней со дня начала приема заявок, а в случае проведения повторного конкурса – в течение десяти рабочих дней.

Заявка на участие в конкурсе по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства подается на бумажном носителе или посредством веб-портала «электронного правительства» в соответствии с законодательством Республики Казахстан с обязательным присвоением регистрационного номера и выдачей уведомления заявителю.

Заявка на участие в конкурсе по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, поданная посредством веб-портала «электронного правительства», направляется местному исполнительному органу района, города областного значения в день подведения итогов конкурса в соответствии с порядком, определенным центральным уполномоченным органом.

  1. Днем окончания конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства считается день подведения его итогов.

Итоги конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства подводятся на следующий день после окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства.

  1. Не вправе участвовать в проводимых конкурсах по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства лица, состоящие в реестре лиц, у которых принудительно изъяты земельные участки, а также лица, указанные в части пятой пункта 19 настоящей статьи.
  2. Заявка на участие в конкурсе по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства должна содержать:

1) для негосударственных юридических лиц Республики Казахстан – наименование юридического лица, его место нахождения, сведения о государственной регистрации (перерегистрации) в качестве юридического лица, сведения о руководителях и участниках или акционерах заявителя – юридического лица с указанием размера их доли в уставном капитале (от общего размера уставного капитала), сведения об аффилированных лицах заявителя;

2) для физических лиц – фамилию, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) заявителя, место жительства, гражданство, индивидуальный идентификационный номер, сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя;

3) местоположение земельного участка, на который претендует заявитель;

4) конкурсное предложение;

5) обязательства по заключению договора временного возмездного землепользования (аренды) земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства либо сельскохозяйственного производства в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости подписания указанного договора  в случае признания заявителя победителем конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства.

Заявку на участие в конкурсе по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства могут представлять уполномоченные представители физического лица или негосударственного юридического лица Республики Казахстан на основании доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

  1. Конкурсное предложение должно содержать:

1) бизнес-план (прогнозный объем инвестиций, площади возделывания сельскохозяйственных культур, поголовье сельскохозяйственных животных, применяемые агротехнологии, наличие сельскохозяйственной техники и технологического оборудования, квалифицированных специалистов в области сельского хозяйства, количество создаваемых рабочих мест);

2) обязательства по составлению и освоению проекта внутрихозяйственного землеустройства, выполнению мероприятий по развитию сельскохозяйственной инфраструктуры;

3) обязательства по исполнению требований земельного законодательства Республики Казахстан, включая правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, выполнению индикативных показателей по диверсификации структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур в соответствии со специализацией региона, соблюдению научно обоснованных агротехнологий, фитосанитарных и карантинных требований.

Конкурсное предложение представляется в закрытом конверте в прошитом виде с пронумерованными страницами, за исключением случаев его подачи посредством веб-портала «электронного правительства».

  1. Обязательства и бизнес-план, предложенные заявителем в конкурсном предложении, являются неотъемлемой частью договора временного возмездного землепользования (аренды) земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства.
  2. Заявка на участие в конкурсе по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, не соответствующая требованиям пункта 9 настоящей статьи, подлежит отклонению.
  3. Конкурс по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства проводится земельной комиссией в соответствии с пунктом 2 статьи 43 настоящего Кодекса.
  4. Победитель конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства определяется земельной комиссией на основании сопоставления конкурсных предложений путем присвоения баллов с учетом соответствующих критериев.

Земельная комиссия оценивает, сопоставляет конкурсные предложения и определяет выигравшую конкурсную заявку.

При рассмотрении конкурсных предложений и заявок на участие в конкурсе по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства не принимаются во внимание грамматические и арифметические ошибки, не затрагивающие существа представленных конкурсных предложений и заявок, которые можно исправить.

  1. Итоги конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства оформляются протокольным решением земельной комиссии.

Протокольное решение земельной комиссии подписывается председателем и всеми членами земельной комиссии, принявшими участие в заседании, а также секретарем земельной комиссии в день подведения итогов.

В случае несогласия с протокольным решением земельной комиссии член земельной комиссии вправе выразить особое мнение, которое должно быть изложено в письменном виде и приложено к протокольному решению земельной комиссии.

Подписанное членами земельной комиссии протокольное решение об итогах конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства в течение одного рабочего дня размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа района, города областного значения и не позднее трех рабочих дней направляется всем заявителям и центральному уполномоченному органу для размещения на его интернет-ресурсе.

Протокольное решение земельной комиссии об итогах конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства может быть обжаловано в суд. Подача заявления в суд приостанавливает исполнение протокольного решения земельной комиссии.

  1. Протокольное решение земельной комиссии об итогах конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства содержит следующую информацию о:

1) заявителях, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с мотивированным ответом причин их отклонения;

2) заявителе, заявка на участие в конкурсе которого была одобрена, с указанием доводов, послуживших основанием для определения его победителем.

  1. Протокольное решение земельной комиссии об итогах конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства в течение двух рабочих дней направляется местному исполнительному органу района, города областного значения для принятия решения о предоставлении права временного возмездного землепользования (аренды) земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства либо сельскохозяйственного производства.

Местный исполнительный орган района, города областного значения принимает решение о предоставлении права временного возмездного землепользования (аренды) земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства либо сельскохозяйственного производства не позднее трех рабочих дней со дня поступления протокольного решения земельной комиссии об итогах конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства.

  1. На основании решения местного исполнительного органа района, города областного значения о предоставлении права временного возмездного землепользования (аренды) земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства либо сельскохозяйственного производства уполномоченный орган района, города областного значения в течение трех рабочих дней со дня принятия указанного решения подготавливает проект договора временного возмездного землепользования (аренды) земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства либо сельскохозяйственного производства в соответствии с типовым договором временного возмездного землепользования (аренды) земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства и уведомляет победителя конкурса.
  2. Победитель конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления обязан явиться в уполномоченный орган района, города областного значения для подписания договора временного возмездного землепользования (аренды) земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства либо сельскохозяйственного производства.

Уведомление направляется победителю конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства уполномоченным органом района, города областного значения заказным письмом, телеграммой с уведомлением о вручении, в том числе посредством уведомления телефонограммой, коротких текстовых сообщений по каналам сотовой связи или электронной почты, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения.

В случае отказа от подписания договора временного возмездного землепользования (аренды) земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства либо сельскохозяйственного производства победитель конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства обязан в письменной форме уведомить уполномоченный орган района, города областного значения.

Если победитель конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства не подписывает договор временного возмездного землепользования (аренды) земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства либо сельскохозяйственного производства в сроки, установленные настоящим пунктом, то местный исполнительный орган района, города областного значения в течение трех рабочих дней со дня поступления отказа принимает решение о повторном проведении конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства и направляет его в земельную комиссию.

Победитель конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, отказавшийся от подписания договора временного возмездного землепользования (аренды) земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства либо сельскохозяйственного производства, не имеет права участвовать в последующих конкурсах в течение одного года.

  1. По результатам заключенного договора временного возмездного землепользования (аренды) земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства либо сельскохозяйственного производства проводится мониторинг использования земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, в том числе исполнения победителем принятых обязательств по использованию земель:

1) первые пять лет аренды ежегодно;

2) в последующие периоды: на орошаемых сельскохозяйственных угодьях – каждые три года, на неорошаемых сельскохозяйственных угодьях – каждые пять лет.

Положительные результаты мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, проводимого с участием представителей общественного совета, негосударственных организаций в области агропромышленного комплекса и органов местного самоуправления, являются основанием для принятия местным исполнительным органом района, города областного значения решения о продлении срока действия договора временного возмездного землепользования (аренды) земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства либо сельскохозяйственного производства.

  1. Конкурс по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства признается несостоявшимся в случаях:

1) поступления менее двух заявок на участие в конкурсе по каждому земельному участку, выставленному на конкурс;

2) если к участию в конкурсе по каждому земельному участку, выставленному на конкурс, допущено менее двух участников.

Признание конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства несостоявшимся оформляется протокольным решением земельной комиссии, которое в течение трех рабочих дней размещается на интернет-ресурсе местного исполнительного органа района, города областного значения и уполномоченного органа района, города областного значения.

  1. В случае признания конкурса по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства несостоявшимся местный исполнительный орган района, города областного значения проводит повторный конкурс в порядке и сроки, предусмотренные настоящей статьей.»;

20) пункт 5-1 статьи 44 исключить;

21) в пункте 2 статьи 47:

слово «ходатайство» заменить словом «заявление»;

слова «в статьях 43 – 45» заменить словами «в статьях 43, 44, 44-1  и 45»;

22) в статье 48:

часть первую пункта 1 дополнить подпунктом 21) следующего содержания:

«21) переселенцам в регионах, определенных Правительством Республики Казахстан, для строительства объектов в черте населенных пунктов, за исключением городов областного значения.»;

 

пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Торги (конкурсы, аукционы) по продаже земельных участков или права аренды земельных участков осуществляются в электронном виде на веб-портале реестра государственного имущества в порядке, определенном центральным уполномоченным органом.»;

23) в статье 49-1:

подпункт 4) пункта 1 изложить в следующей редакции:

«4) подготовка заключения земельной комиссии;»;

в пункте 8 слова «комиссии, создаваемой в соответствии с пунктом 2 статьи 43 настоящего Кодекса» заменить словами «земельной комиссии»;

24) в статье 50:

дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:

«2-1. Земельные участки для ведения огородничества предоставляются гражданам Республики Казахстан на праве временного безвозмездного землепользования в размере не более 1 гектара.»;

в пункте 4:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«4. Правительство Республики Казахстан на основании совместного предложения представительных и исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы устанавливает предельные (максимальные) размеры земельных участков сельскохозяйственного назначения по видам сельскохозяйственных угодий в пределах республики и одного административного района (города), области, которые могут находиться:»;

дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«на праве временного землепользования у гражданина Республики Казахстан для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, негосударственного юридического лица Республики Казахстан и его аффилированных лиц для ведения сельскохозяйственного производства;»;

дополнить частью второй следующего содержания:

«Предоставление земельных участков для целей, указанных в настоящем пункте, в размерах, превышающих предельный (максимальный) размер, не допускается.»;

25) в статье 51:

дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:

«1-1. Раздел земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом норм, предусмотренных пунктом 3-1 статьи 97 настоящего Кодекса.»;

 

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Делимость и неделимость земельного участка отражаются в идентификационном документе.»;

26) часть вторую пункта 3 статьи 77 изложить в следующей редакции:

«Залог права временного краткосрочного возмездного и временного безвозмездного землепользования не допускается, за исключением передачи уполномоченной компанией права временного краткосрочного возмездного землепользования (аренды) в залог Фонду гарантирования жилищного строительства для получения гарантии в соответствии с законодательством Республики Казахстан о долевом участии в жилищном строительстве.»;

27) в статье 84:

 

пункт 2 дополнить подпунктами 4-1) и 4-2) следующего содержания:

«4-1) удовлетворение нужд населения в пастбищных угодьях для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О пастбищах»;

4-2) обеспечение потребности населения в земельных участках для индивидуального жилищного строительства в соответствии с генеральным планом или схемой развития и застройки населенных пунктов;»;

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Принудительное отчуждение земельного участка, предоставленного в землепользование, для государственных нужд, если предоставленное право выкуплено у государства землепользователем, осуществляется с возмещением землепользователю стоимости оплаты за выкуп права землепользования, также по его желанию может быть предоставлен другой земельный участок в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан.

Если предоставленное право не выкуплено у государства землепользователем, ему может быть предоставлен взамен другой земельный участок в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан.

При этом возмещение убытков землепользователю при принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд осуществляется в полном объеме в порядке, установленном законами Республики Казахстан.»;

28) в статье 92:

часть первую пункта 3 изложить в следующей редакции:

«3. В случаях если земельный участок, предназначенный для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, не используется по назначению в течение двух лет подряд с момента первоначального выявления факта неиспользования, то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.»;

в пункте 4:

абзац первый после слова «ведения» дополнить словами «крестьянского или фермерского хозяйства,»;

в подпункте 2) слова «более двух лет» исключить;

в подпункте 3) слова «в течение двух лет» исключить;

29) статью 94 дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:

«2-1. Если земельный участок, не используемый по назначению либо используемый с нарушением законодательства Республики Казахстан, подлежит принудительному отчуждению в связи с изъятием для государственных нужд в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса,  то соответствующий орган, осуществляющий государственный контроль за использованием и охраной земель, вправе прекратить процедуру принудительного изъятия земельного участка на основании ходатайства местного исполнительного органа, принявшего постановление о начале принудительного отчуждения указанного земельного участка для государственных нужд.»;

30) в статье 96-1:

в пункте 1 слова «по земельным отношениям области, города республиканского значения, столицы» заменить словами «по контролю за использованием и охраной земель, районным (кроме районов в городах) исполнительным органом, местным исполнительным органом города областного значения»;

абзац первый части первой пункта 2 изложить в следующей редакции:

«Уполномоченный орган по контролю за использованием и охраной земель, районный (кроме районов в городах) исполнительный орган, местный исполнительный орган города областного значения в течение трех рабочих дней на основании вступившего в законную силу решения суда в соответствии со статьями 92 и 93 настоящего Кодекса направляют информацию в центральный уполномоченный орган, в которой указываются:»;

31) в статье 97:

 

пункт 3-1 дополнить частью второй следующего содержания:

«Не допускается раздел земельных участков сельскохозяйственного назначения на участки с целью, не связанной с ведением сельского хозяйства.»;

в пункте 3-2 слова «сельскохозяйственного назначения, для» заменить словами «сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, для целей»;

32) в заголовке и пункте 3 статьи 102 слова «и дачного строительства» заменить словами «, дачного строительства и огородничества»;

33) часть вторую пункта 3 статьи 105 после слов «историко-культурного назначения» дополнить словами «, для нужд обороны и национальной безопасности»;

34) пункт 5 статьи 110 дополнить частью третьей следующего содержания:

«Раздел земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в пригородных зонах городов республиканского и областного значения, столицы, запрещается.»;

35) пункты 1 и 4 статьи 120 изложить в следующей редакции:

«1. Землями для нужд обороны и национальной безопасности признаются земельные участки, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, военных полигонов, военных учебных заведений, специальных (военных) учебных заведений специальных государственных органов Республики Казахстан, иных организаций Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований, специальных государственных органов Республики Казахстан, их объектов и сооружений, выполняющих задачи в области обороны и национальной безопасности.

Предоставление и изъятие земельных участков для нужд обороны и национальной безопасности осуществляются по согласованию с центральным уполномоченным органом и соответствующим уполномоченным органом (Министерством обороны Республики Казахстан, Министерством внутренних дел Республики Казахстан, Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан, Службой государственной охраны Республики Казахстан, Службой внешней разведки Республики Казахстан «Сырбар»).»;

«4. Районные исполнительные органы по согласованию с соответствующим уполномоченным органом (Министерством обороны Республики Казахстан, Министерством внутренних дел Республики Казахстан, Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан, Службой государственной охраны Республики Казахстан) могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны, во временное землепользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования.»;

36) в части второй пункта 2 статьи 136-1 слова «комиссии, создаваемой местными исполнительными органами в соответствии с пунктом 2 статьи 43 настоящего Кодекса» заменить словами «земельной комиссии»;

37) пункт 1 статьи 145 изложить в следующей редакции:

«1. Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляют центральный уполномоченный орган, уполномоченные органы по контролю за использованием и охраной земель, районные (кроме районов в городах) исполнительные органы, местные исполнительные органы городов областного значения, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов и иные уполномоченные органы в пределах их компетенции.»;

38) в пункте 2 статьи 146:

часть первую исключить;

части вторую и шестую изложить в следующей редакции:

«Главным государственным инспектором по использованию и охране земель Республики Казахстан является руководитель ведомства центрального уполномоченного органа.»;

«Иные должностные лица ведомства центрального уполномоченного органа, уполномоченных органов по контролю за использованием и охраной земель, районных (кроме районов в городах) исполнительных органов, местных исполнительных органов городов областного значения, непосредственно осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, являются государственными инспекторами по использованию и охране земель.»;

39) в статье 147:

заголовок изложить в следующей редакции:

«Статья 147. Функции уполномоченных органов, районных (кроме районов в городах) исполнительных органов, местных исполнительных органов городов областного значения, акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель»;

подпункт 1) пункта 1 изложить в следующей редакции:

«1) законностью принятых решений местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы и городов областного значения в области земельного законодательства Республики Казахстан;»;

в пункте 2:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«2. Уполномоченный орган по контролю за использованием и охраной земель организует и проводит государственный контроль за (кроме случаев, предусмотренных пунктами 2-1 и 2-2 настоящей статьи):»;

дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:

«1-1) законностью принятых решений местных исполнительных органов районов, акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов в области земельного законодательства Республики Казахстан;»;

дополнить пунктом 2-2 следующего содержания:

«2-2. Районные (кроме районов в городах) исполнительные органы, местные исполнительные органы городов областного значения организуют и проводят государственный контроль за использованием и охраной земель в отношении собственников земельного участка и землепользователей на землях сельскохозяйственного назначения, а именно за:

1) своевременным и правильным проведением собственниками земельных участков и землепользователями комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, гидротехнических и противоэрозионных мероприятий по восстановлению и сохранению плодородия почв земель;

2) своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почвы, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию земель;

3) исполнением проектов землеустройства по использованию и охране земель.»;

40) подпункт 4) пункта 1 статьи 148 после слова «изъятием» дополнить словами «, изменением целевого назначения»;

41) подпункт 2) пункта 3 статьи 149 после слова «межхозяйственного» дополнить словами «и внутрихозяйственного».

  1. В Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 18-I, 18-II, ст.92; № 21, ст.122; № 23, ст.143; № 24, ст.145, 146; 2015 г., № 1, ст.2; № 2, ст.6; № 7, ст.33; № 8, ст.44, 45; № 9, ст.46; № 10, ст.50; № 11, ст.52; № 14, ст.71; № 15, ст.78; № 16, ст.79; № 19-I, ст.101; № 19-II, ст.102, 103, 105; № 20-IV, ст.113; № 20-VII, ст.115; № 21-I, ст.124, 125; № 21-II, ст.130; № 21-III, ст.137; № 22-I, ст.140, 141, 143; № 22-II, ст.144, 145, 148; № 22-III, ст.149; № 22-V, ст.152, 156, 158; № 22-VI, ст.159; № 22-VII, ст.161; № 23-I, ст.166, 169; № 23-II, ст.172; 2016 г., № 1, ст.4; № 2, ст.9; № 6, ст.45; № 7-I, ст.49, 50; № 7-II, ст.53, 57; № 8-I, ст.62, 65; № 8-II, ст.66, 67, 68, 70, 72; № 12, ст.87; № 22, cт.116; № 23, ст.118; № 24, ст.124, 126, 131; 2017 г., № 1-2, ст.3; № 9, ст.17, 18, 21, 22; № 12, ст.34; № 14, ст.49, 50, 54; № 15, ст.55; № 16, ст.56; № 22-III, ст.109; № 23-III, ст.111; № 23-V, ст.113; № 24, ст.114, 115; 2018 г., № 1, ст.4; Закон Республики Казахстан от 16 апреля 2018 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и миграции населения», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 18 апреля 2018 года):

1) в абзаце втором части первой статьи 710:

слова «137 (подпунктом 2) части первой)» заменить цифрами «137»;

цифры «338,» исключить;

2) часть первую статьи 729 после слов «320 (частями пятой, шестой и седьмой),» дополнить цифрами «338,».

  1. В Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года «О миграции населения» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2011 г., № 16, ст.127; 2012 г., № 5, ст.41; № 8, ст.64; № 15, ст.97; 2013 г., № 9, ст.51; № 21-22, ст.114; № 23-24, ст.116; 2014 г., № 11, ст.64; № 16, ст.90; № 21, ст.118; № 23, ст.143; 2015 г., № 19-II, ст.102; № 20-IV, ст.113; № 22-І, ст.143; № 22-V, ст.154, 158; № 22-VI, ст.159; 2016 г., № 7-І, ст.49; № 23, ст.118; № 24, ст.131; 2017 г., № 16, ст.56; № 22-III, ст.109; Закон Республики Казахстан от 16 апреля 2018 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и миграции населения», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 18 апреля 2018 года):

в части второй пункта 3 статьи 23 слово «товарного» исключить.

  1. Закон Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года «Об общественных советах» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2015 г., № 21-І, ст.120; 2017 г., № 4, ст.7; № 16, ст.56):

 

пункт 1 статьи 5 дополнить подпунктом 11) следующего содержания:

«11) участие в работе органов местного государственного управления по вопросам регулирования земельных отношений в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан.».

  1. В Закон Республики Казахстан от 30 июня 2016 года «О приостановлении действия отдельных норм Земельного кодекса Республики Казахстан и введения в действие Закона Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2016 г., № 10, ст.79; № 23, ст.122):

 

подпункты 1) и 3) статьи 1 изложить в следующей редакции:

«1) части первой пункта 1 статьи 24, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции:

«1. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам Республики Казахстан без иностранного участия на праве землепользования в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.»;»;

«3) части первой подпункта 2) пункта 6 статьи 97, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции:

«2) в землепользование физическим и юридическим лицам Республики Казахстан без иностранного участия для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, лесоразведения, научно-исследовательских, опытных и учебных целей, ведения подсобного сельского хозяйства, огородничества и животноводства.»;».

Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением абзаца девятого подпункта 6), абзацев четвертого и пятого подпункта 22) пункта 1 статьи 1, которые вводятся в действие со 2 января 2021 года.

      Президент Республики Казахстан Н. НАЗАРБАЕВ

 

© 2012. РГП на ПХВ Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан

 

 

 Пояснительные материалы к внесению изменений

в Земельный кодекс Республики Казахстан

 

В 2016 году   Указом Президента и соответствующими законами введен мораторий до 31 декабря 2021 года на нормы Земельного кодекса в части предоставления сельхоз земель в частную собственность казахстанцам и в аренду иностранцам.

По данному вопросу была создана Комиссия по земельной реформе. По итогам проведенных заседаний и встреч с населением членами Комиссии единогласно поддержано предложение о сохранении института аренды сельхозземель казахстанцам и совершенствования процедуры предоставления сельхоз земель, находящихся в государственной собственности.

Также расширяется действие моратория на предоставление сельхозземель в аренду совместным предприятиям, имеющим любой процент иностранного участия.

 

Справочно:  

  1. Указ Президента Республики Казахстан от 6 мая 2016 года № 248 «О введении моратория на применение отдельных норм земельного законодательства»;
  2. Закон РК от 30 июня 2016 года «О приостановлении действия некоторых норм Земельного кодекса и введения в действие Закона от 2 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс»

Приостановление до 31 декабря 2021 года  следующих норм земельного законодательства:

предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам РК в частную собственность;

предоставление земель сельскохозяйственного назначения иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, а также юридическим лицам РК, в уставном капитале которых доля иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более чем 50 процентов на праве аренды.

 

 

Ведение постоянного мониторинга использования сельхоз земель

 

В целях усиления контроля за рациональным использованием сельхозземель предусматривается ведение постоянного мониторинга использования земель:

первые 5 лет аренды – ежегодно, в последующие периоды на орошаемой пашне каждые 3 года,  на богарной каждые  5 лет.

Мониторинг осуществляется Комиссией создаваемой акиматом в составе которого должны быть представители органов земельных отношений, сельского хозяйства, общественных организаций и объединений.

При  ведении сельского хозяйства, необходимо следить за сохранением производительных свойств земли, поддерживая плодородие почвы и не ухудшая ее качества.

Эффективное использование земли – важнейшее условие увеличения производства всех видов сельскохозяйственной продукции.

Результаты мониторинга будут служить основанием для предоставления рекомендации продления или отказа в аренде земельного участка.

 

 

Установление максимальных размеров сельхозземель

 

Законопроектом предусматривается установление предельных размеров земель сельхозназначения предоставляемых в аренду казахстанцам.

Размеры их будут утверждены Правительством по предложению местных представительных и исполнительных органов в пределах одного административного района каждой области по видам угодий.

Расчет размеров сельхоз земель производится с учетом природно-сельскохозяйственных зон, специализации региона, землеобеспеченности сельского населения и производственных ресурсов.

Установление ограничений размеров земельных участков  позволит обеспечить рациональное и эффективное использование земель за счет конкурентного использования трудовых ресурсов местного населения.

 

 

 

 

Утверждение типовой формы договора аренды земель

 

 

Типовой формой договора аренды земельного участка устанавливаются единые требования арендаторам по исполнению обязательств по использованию земли  и их ответственности.

При использовании земель необходимо строго обеспечить их целевое использование с максимальным эффектом для арендатора  с  учетом требований охраны, как земельных ресурсов, так и окружающей среды.

Земля – это основа сельскохозяйственного производства, основной источник благополучия народа.

Типовым договором аренды предусмотрено усиление обязанностей арендатора по рациональному использованию сельхоз земель.

Кроме того, в договор будут заложены обязательства и намерения, предложенные арендатором в конкурсном предложении.

Несоблюдение условий договора аренды земельного участка будет являться основанием для его расторжения в установленном законодательством порядке.

 

Обеспечение пастбищами сельского населения

 

На сегодняшний день большая часть пастбищ вокруг населенных пунктов находится в частной собственности или аренде  отдельных лиц.

Законопроектом акимам предоставлена возможность  изъятия пастбищ необходимых для удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья, путем отнесения нужд населения в пастбищных угодьях к государственным нуждам.

Устанавливается запрет на предоставление пастбищ и сенокосов используемых и предназначенных для нужд населения в аренду физическим и юридическим лицам Республики Казахстан.

На сегодня акиматами проводятся работы по установлению границ сельских населенных пунктов и определения потребности в пастбищах  вокруг населенных пунктов, необходимых для удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья.

 

 

Установление ограничений по использованию сельхозземель на приграничных территориях

 

Сельхоз угодья, расположенные в пределах пограничной полосы Государственной границы, не предоставляются в собственность и землепользование.

На указанных территориях допускается их использование для нужд местного населения (выпас скота, сенокошения).

Устанавливается запрет на предоставление сельхоз земель, расположенных в пограничной зоне, иностранцам, гражданам Республики Казахстан, состоящим в браке  с иностранцами и юридическим лицам Республики Казахстан с иностранным участием.

Земельные участки, расположенные в пограничной зоне Государственной границы РК, не могут принадлежать на праве собственности иностранцам, гражданам Республики Казахстан, состоящим в браке с иностранцами, а также  юридическим лицам Республики Казахстан с иностранным участием.

 

Сохранение института аренды сельхозземель

 

Для совершенствования института аренды сельхозземель устанавливается отдельный порядок их предоставления на конкурсной основе.

Для проведения конкурса акиматом утверждается Перечень земель согласованный с общественными советами и неправительственными организациями.

Извещения о проведении конкурса публикуются в СМИ, на официальных интернет-ресурсах акиматов и Министерства сельского хозяйства.

В состав земельной комиссии (не менее 9 человек), определяющей победителя конкурса, включаются представители общественных советов и организации не менее 50% от общего числа членов комиссии.

Данные нормы вводятся для предотвращения коррупционных нарушений и прозрачности процедуры предоставления  земель.

 

 

http://adilet.zan.kz/rus